С ДНЕМ ПОБЕДЫ
С ДНЕМ ПОБЕДЫ

Применение технологии «печать по требованию» для издания карт внутренних водных путей Российской Федерации

ФБУ «Администрация «Волго-Балт» с 1967 года является главной редакцией карт внутренних водных путей Российской Федерации и продолжает осуществлять редактирование изданий по всем речным бассейнам, а так же занимается созданием и камеральной проверкой официальных электронных навигационных карт на водные пути, подведомственные Росморречфлоту Минтранса России. В дальнейшем предполагается полный переход на цифровое картографическое производство.

В настоящее время, используя программную среду MapMaker6 (разработчик ООО «Абрис»), в ФБУ «Администрация «Волго-Балт» приступили к реализации проекта печати по требованию карт на внутренние водные пути РФ. «Печать по требованию» - ППТ (анг. «Print on demand» - POD) - издательская технология, при которой новые экземпляры карт печатаются только тогда, когда поступает запрос от покупателя. Данная издательская технология была впервые представлена в феврале 1997 года в Стокгольме, но широкое применение технологии стало возможным с развитием цифровой печати, так как ранее было экономически невыгодно печатать единичные экземпляры по традиционной технологии офсетной печати.

Для морских карт технология «печать по требованию» работает уже более 10 лет, в то время как абсолютно все навигационные карты на внутренние водные пути до 2012 года печатались типографским способом, тираж хранился на складе, данная карта не изменялась до момента выхода следующего издания (как минимум 5-9 лет). Для информирования судоводителей о текущей навигационной обстановке на участке водного пути карты регулярно корректировались. Хорошо, если корректура вносилась своевременно путем размещения графических вклеек на листах карты, но чаще правка вносилась поверх существующего изображения. Складывалась ситуация, когда многие листы карты были перегружены корректурной информацией, в тоже время большое количество листов оставалось неизменным.

С помощью технологии «печать по требованию» появилась возможность на основании единой базы данных цифровой картографической информации создавать бумажные аналоги и печатать их по запросу в необходимом количестве, с учетом постоянного обновления.

Созданные таким образом бумажные навигационные карты сохраняют ту же функциональную нагрузку, что и электронные навигационные карты, обладают такой же точностью и позволяют судоводителю оперативно ориентироваться на местности благодаря наличию географической сетки.

Первым опытом реализации технологии «печати по требованию» навигационных карт внутренних водных путей в РФ было создание карты реки Волхов.

Первоначальный ее вариант имел нарезку листов карты, ориентированную строго на север (полный аналог электронной навигационной карты стандарта S-57) с полным сохранением геометрии всех ячеек и переводом условных знаков в знаки, соответствующие требованиям Руководства по изданию бумажных карт внутренних водных путей.

На каждом листе карты помимо обязательных атрибутов был указан номер соответствующей ей ячейки электронной навигационной карты. Созданный экземпляр был рассмотрен на рабочем совещании специалистами Федерального агентства морского и речного транспорта под председательством заместителя руководителя Костина Юрия Алексеевича. В целом предложенная технология создания бумажных навигационных карт внутренних водных путей получила одобрение. Но для удобства использования судоводителями, было принято решение о традиционной нарезке листов карты «по руслу», даже несмотря на то, что Волхов имеет достаточно удобное географическое расположение, т.е. течет практически строго на север.

Все надписи на карте продублированы на английском языке (имена собственные даны транслитерацией). Это сделано в связи с тем, что Волхов является модельной картой для всех будущих изданий навигационных карт внутренних водных путей по технологии ППТ.

Данный вариант карты в настоящее время выпускается в ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Листы карты, отпечатанные в цвете на специальной бумаге, сшиваются в единую папку.

Карта Волхова не является единственной созданной с применением технологии ППТ. Cледующей стала карта реки Неман. Она была создана на основании электронной навигационной карты данного участка водного пути с применением разработанной технологии и передана членам российско-литовской комиссии с целью обмена данными по навигационной информации. Подготовлена к выпуску карта «Водные пути Калининградской области». В дальнейшем будут изданы карты Онежского и Приладожских каналов.

Таким образом, технология ППТ карт внутренних водных путей обладает следующими преимуществами:

  • высокая точность бумажных навигационных карт;
  • отсутствует необходимость хранения изданного тиража;
  • внесение корректуры непосредственно в предпечатный файл;
  • оперативное доведение всех изменений до потребителей.

Наряду с упомянутыми преимуществами у представленной технологии есть и ряд недостатков, основным из которых является цена одного экземпляра карты для потребителя. Цена для потребителя оказывается выше, чем цена карты, изданной по технологии офсетной печати. Однако необходимо отметить, что для окупаемости карты, изданной по технологии офсетной печати, издателю необходимо реализовать весь тираж (минимум 500-1000 экземпляров). Для немагистральных водных путей это практически нереально. «Печать по требованию» является способом напечатать издание по фиксированной цене за экземпляр, независимо от размера заказа. В то время как цена на единицу каждого физически напечатанного экземпляра получается выше, чем при использовании традиционных методов офсетной печати, для маленьких тиражей средняя стоимость всего тиража оказывается ниже, потому что затраты на развертывание и обслуживание оборудования значительно меньше.

Этот вопрос является актуальным в связи с тем, что начиная с 1994 года, государство не финансирует издание карт внутренних водных путей. Данная строка пропала из бюджетной росписи и администрации бассейнов внутренних водных путей выпускают карты только за счет внутренних средств.

При разработке политики ценообразования следует учитывать и такой немаловажный аспект, как возможность появления контрафакта. Решение данной задачи лежит в экономической плоскости – стоимость печати одного листа карты должна быть не выше, чем стоимость цветного копирования листа аналогичного формата в полиграфическом центре.

Нужно понимать, что картография водных путей является государственной задачей по определению и не является проектом по извлечению прибыли. Если в стоимость карты закладывать все затраты, начиная с производства промера, издание станет поистине «золотым».

Работы подобного рода должны получать государственное целевое финансирование, а в стоимость карт должна входить только стоимость печати. Тогда у пользователя будет стимул не заниматься самодеятельностью, а обращаться к уполномоченным издателям и получать качественный продукт.

Технология печати карт по требованию, безусловно, является перспективной и востребованной. Особенно она экономически эффективна для немагистральных водных путей, судоходство на которых не столь интенсивно, соответственно количество пользователей минимально.

Для печати больших тиражей карт и атласов на магистральные пути использовать офисное печатное оборудование нерентабельно. Типографская печать является оптимальным решением как по временным затратам, так и по материальным. Специалистами ФБУ «Администрация «Волго-Балт» разрабатывается комбинированное решение при печати нового издания тома 3 Атласа ЕГС ЕЧ РФ в 2015-2016 годах. Суть кратко: первоначальный тираж печатается на картфабрике (в типографии) отдельными листами, с последующей брошюровкой в альбомы, для удовлетворения заявок на начало навигации. Ориентировочно 500 экземпляров. Все остальные экземпляры издаются по технологии ППТ способом оперативной полиграфии (плоттер, принтер А3). При поступлении корректуры обновляется как ячейки электронной навигационной карты тома 3, так и цифровой оригинал для печати. Пользователи получают уже обновленные листы карт. Те, кто приобрел экземпляры без обновлений, могут вносить корректуру самостоятельно, используя бесплатные выпуски Извещений судоводителям, или оформить подписку на год по договору, чтобы получать откорректированные листы карт и самостоятельно производить их замену.

Для поддержания карт на уровне современности ФБУ «Администрация «Волго-Балт» просит судоводителей сообщать сведения о вновь обнаруженных опасностях для плавания и случаях расхождения карты с действительностью по адресу:

191014, Санкт-Петербург, Виленский пер, дом 15, литер Б, по e-mail: shirokov@volgo-balt.ru или по телефону +7 (812) 494-85-07.